Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

витгенштейн людвиг

Энциклопедический словарь

Ви́тгенштейн Людвиг (Wittgenstein) (1889-1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

* * *

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг - ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889-1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). С 1929 в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.

* * *

ВИ́ТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (2 апреля 1889, Вена - 29 апреля 1951, Кембридж), австрийский философ.

Витгенштейн происходил из очень богатой венской семьи, что позволило ему получить всестороннее образование (в частности, инженерное; некоторое время он занимался конструированием авиационного пропеллера). Он был талантливым музыкантом, скульптором и архитектором, хотя лишь отчасти сумел реализовать свои художественные возможности. В молодости был духовно близок кругу венского литературно-критического авангарда, группировавшегося вокруг публициста и писателя Карла Крауса (см. КРАУС Карл) и издававшегося им журнала «Факел». Витгенштейн посетил много стран, в том числе и СССР, где одно время собирался обосноваться.

Ранняя философия. «Логико-философский трактат»

Одним из истоков ранней философии Витгенштейна послужили логико-математические концепции Готлоба Фреге (см. ФРЕГЕ Готлоб) и Бертрана Рассела (см. РАССЕЛ Бертран), под руководством которых он работал в Йенском и Кембриджском университетах (1911-1913). У первого он воспринял понятие «пропозициональной функции», различение смысла (Sinn) и значения (Bedeutung) языковых выражений, у второго - метод логического («глубинного») анализа языка, выявляющий «атомарные предложения», которым в реальности соответствуют «атомарные факты».

«Дневники 1914-16 годов», в которых Витгенштейн выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, послужили основой для его главной работы раннего периода - «Логико-философского трактата», который он завершил в конце 1-й мировой войны, находясь в качестве австрийского военнопленного в Италии. В результате неоднократных попыток «Трактат» был наконец издан в 1921 в Германии, а в 1922 - в Англии, со вступительной статьей Рассела. Именно английское издание быстро сделало Витгенштейна европейской философской знаменитостью. В «Трактате» Витгенштейн стремится выявить границы выражения мыслей в логике языка, причем границы языка для него одновременно и границы мира. Правильная логическая символика, по мысли Витгенштейна, сама должна показывать структуру языка и мира. Смысл может быть присущ только предложению, которое является образом (картиной, моделью) некоторой фактической ситуации. «Имена» же обладают только значением, они - простые знаки, обозначающие объекты. Объекты неизменны и поэтому образуют «субстанцию мира», изменяются лишь их элементарные комбинации - «положения дел». Несколько «положений дел» составляют «факт», и в этом смысле «мир есть лишь совокупность фактов».

Сложные предложения Витгенштейн трактовал как функции истинности элементарных, независимых друг от друга предложений. Элементарные предложения отражают возможные «положения дел» и придают осмысленность как истинным, так и ложным предложениям естественных наук. Наиболее характерными видами осмысленных предложений являются те, которые использует естествознание. В отличие от них логические противоречия и тавтологии лишены смысла, ибо не обозначают фактов, а только «показывают» структуру мира фактов и его пределы.

Этические, эстетические и религиозные предложения, равно как и предложения метафизики, признаются бессмысленными, хотя и важными в экзистенциальном отношении попытками выразить невыразимое. Своеобразный панлогизм приводит Витгенштейна к мировоззренческой позиции, созвучной «философии жизни» (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ). Мир фактов окружен «мистическим», то есть тем, что невыразимо и представляет собой интуитивное созерцание мира «в целом», «с точки зрения вечности». Научными, рациональными средствами постигнуть эту сверхъестественную сферу невозможно. В отличие от конкретной науки философия, согласно Витгенштейну, не есть теория, стремящаяся к истине; она является аналитической деятельностью по прояснению логической структуры языка (прежде всего языка науки), устранению неясностей в обозначении. Такая позиция отчасти предвосхитила «антиметафизическую программу» Венского кружка (см. ВЕНСКИЙ КРУЖОК) и логического позитивизма (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ).

Поздняя философия

После публикации «Трактата» Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х годов Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

В главном произведении позднего периода - «Философских исследованиях» (опубликованы посмертно в 1953) - философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо «терапевтическая» - устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т. п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача - описывать и выявлять границы «языковых игр». Для позднего Витгенштейна принципиально важно различение «поверхностной» (синтаксические правила естественного языка) и «глубинной» (относящейся к способам употребления слов, к «языковым играм» как «формам жизни») грамматики, оказавшее влияние на современную лингвистическую прагматику.

Философия математики

Одной из причин радикального изменения позиции Витгенштейна в конце 1920-х годов послужило его знакомство с математическим интуиционизмом (см. ИНТУИЦИОНИЗМ). Развивая некоторые идеи в духе математического конструктивизма, Витгенштейн основное внимание уделяет творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода «языковую игру». В своих «Заметках по основаниям математики», которые с середины 1930-х годов писались параллельно с «Философскими исследованиями», он разрабатывал своеобразный кодекс «лингвистического поведения» математиков, считая ошибочными «традиционные» концепции значения математических понятий и выражений.

Влияние

В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

Энциклопедия Кольера

ВИТГЕНШТЕЙН, ЛЮДВИГ ЙОЗЕФ ИОГАНН

(Wittgenstein, Ludwig Josef Johann)

(1889-1951), австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 в. Витгенштейн родился в Вене 26 апреля 1889. После нескольких лет учебы в Берлине стажировался в Манчестерском университете (1908), занимаясь конструированием и разработкой технических устройств. В 1911 Витгенштейн начал интенсивно работать над проблемами логики в Кембриджском университете вместе с Бертраном Расселом. Один из первых полученных им результатов - обнаружение тавтологического характера логических истин. В 1914, с началом Первой мировой войны, Витгенштейн записался добровольцем в австрийскую армию. На фронте он продолжал обдумывать логические и философские проблемы; в 1918 была закончена работа над книгой, опубликованной под названием Логико-философский трактат (Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921; Tractatus Logico-Philosophicus, 1922). Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одной из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из "простых объектов", которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факты. "Элементарные суждения" состоят из "имен", каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или "изображает" некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря - некий возможный факт. Изображение, картина возможного факта есть "мысль". Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу. Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью, чтобы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения и реальности. Логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности, не может быть сказано. Элементарные суждения изображают случайные положения дел в мире, которые логически независимы друг от друга и имеют возможные альтернативы. Невозможное и не поддается выражению. К тому, что не может быть сказано, относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии. После войны Витгенштейн в течение десяти лет не занимался философией. Несколько лет он преподавал в провинциальной школе в Нижней Австрии, затем работал помощником садовника в монастыре. В 1929 неожиданно возвратился в Кембридж и вновь приступил к философским изысканиям. В 1939 Витгенштейн получил кафедру философии в Кембриджском университете, которую оставил в 1947. Он продолжал исследования до самой смерти, наступившей в Кембридже 29 апреля 1951. После 1929 Витгенштейн много писал. Главной его работой этого периода являются Философские исследования (Philosophische Untersuchungen; Philosophical Investigations, опубл. посмертно в 1953). В настоящее время отредактированы и опубликованы также и другие сочинения Витгенштейна, среди них - Замечания по основаниям математики (Bemerkungen ber die Grundlagen der Mathematik, 1956; Remarks on the Foundations of Mathematics, 1978), Голубая и коричневая книги (The Blue and Brown Books, 1958), Философские заметки (Philosophische Bemerkungen, 1964; Philosophical Remarks, 1975), Записки (Zettel, 1967) и Разные заметки (Mixed Remarks, 1977). Эти книги, а также его лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Большая часть Трактата пала под ударами критики, нанесенными самим Витгенштейном, отброшенными оказались концепции "простых объектов", "имен", "элементарных суждений", "анализа" и мысли как "образа". Исходное допущение Трактата, что имеется некая сущность, или природа, мышления, языка и репрезентации, теперь рассматривалось Витгенштейном как серьезная ошибка. Существует множество различных форм мышления, языка и репрезентации, и неоправданно и нереалистично предполагать, что в этих формах воплощена некая общая природа. Важной является также идея "языка как игры" (или "языковой игры"), некоего строя человеческой деятельности, практики, в которой слова играют ту или иную роль. Так, "мышлением" называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово "мышление" обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах. То же верно и в отношении других психологических понятий: "следования правилу", "ожидания", "восприятия", "подразумевания", "воспоминания". Следующий фрагмент из Философских исследований дает хороший пример "языковой игры" и стиля мышления Витгенштейна этого периода. "182. Грамматика „подходить", „мочь" и „понимать". Задания: 1) Когда говорят, что цилиндр z подходит к пустотелому цилиндру h? Только ли тогда, когда z вставляют в h? 2) Иногда мы говорим, что z в такое-то и такое-то время перестал подходить к h. Какими критериями пользуются в такого рода случаях для определения того, что в это время это случилось? 3) Что считается критерием изменения веса в определенное время, если тело в это время не лежало на весах? 4) Вчера я знал стихотворение наизусть; сегодня я его уже не знаю. В какого рода случаях имеет смысл спрашивать: „Когда я перестал его знать наизусть?" 5) Кто-то спрашивает меня: „Можешь ли ты поднять эту тяжесть?" Я отвечаю „Да". Потом он говорит мне: „Подними!" - и я не могу этого сделать. При какого рода обстоятельствах мои слова: „Отвечая "Да", я мог это сделать, а сейчас не могу", - могли бы быть считаться достаточным оправданием? Критерии, которые мы принимаем для „подходить", „мочь", „понимать", вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Иначе говоря, игра с этими словами, их употребление в языковом общении, осуществляемом с их помощью, значительно сложнее - а роль этих слов в нашем языке иная, - чем мы склонны думать. (Именно роль нужно понять, чтобы разрешить философские парадоксы.)" Витгенштейн замечает, что в философии "постоянно имеется опасность желать понять смысл выражения, созерцая само выражение... Как будто смысл - это дыхание, которое слово привносит в каждое свое употребление". В его сочинениях проводятся испытания для многих терминов, которые ставят философов в замешательство, таких, как "знание", "достоверность" и "оправдание". Тщательно описываются встречающиеся в повседневной жизни приемы и способы деятельности, в которых встречаются эти термины. Мы видим, что именно означает знание, достоверность, оправдание в этих практических ситуациях, а также то, что они означают нечто другое, когда изменяются обстоятельства. Язык следует изучать тогда, когда он работает, а не тогда, когда он "отдыхает".

ЛИТЕРАТУРА

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958 Витгенштейн Л. Философские исследования. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. 16. М., 1985 Витгенштейн Л. О достоверности. - Вопросы философии, 1991, № 2 Витгенштейн Л. Дневники 1914-1916. - В кн.: Современная аналитическая философия, вып. 3. М., 1991 Витгенштейн Л. Голубая книга и Коричневая книга. - В кн.: Современная аналитическая философия, вып. 3. М., 1991 Витгенштейн Л. Философские работы, тт. 1-2. М., 1994

Полезные сервисы

витгенштейн людвиг (иосиф иоганн)

Словарь народов и культуры

Витгенштейн Людвиг (Иосиф Иоганн)

(Wittgenstein, Ludwig) (Josef Johann) (1889-1951), австр. философ, один из самых авторитетных мыслителей нашего столетия. В. занялся философией благодаря интересу к основаниям математики, к-рую он изучал у Рассела в Кембридже. В. сделал вывод, что Фреге и Рассел при попытке обоснования языка классич. мат. логики исходили из неверного понимания природы самих логических принципов. Он полагал, что для того чтобы иметь верное представление о логике, необходимо прежде решить все проблемы, связанные со значением отд. элементарных предложений. В. обратился к их исследованию в своем Логико-философском трактате (1922), к-рый, по его словам, показывает, как мало дает решение этих проблем. Филос. проблематика, по В., бессмысленна, порождена несообразностями логически несовершенного языка. Цель философии - освободиться от них, а не конструировать теорию по поводу самой себя. Впоследствии он пришел к выводу, что допустил ошибку, вообразив, будто можно изобрести универсальное лекарство от всех филос. заблуждений. Поэтому его поздние взгляды, нашедшие выражение в посмертно опубликованном труде Философские исследования (1953), отличаются меньшей абстрактностью и детальным изучением разных форм языка (связанных, напр., с опытом, знаниями), к-рые и порождают неясность мысли.

Полезные сервисы